• О выставках в музее «Мемориал»: горесть, тяжесть, боль за свершавшееся в прошлом

    Афиша

    Две выставки, проходящие в музее «Мемориал» (ул. Каретный ряд, д. 5/10), оставляют сложное впечатление: горесть, тяжесть, боль за свершавшееся в прошлые времена. Начинается осмотр с экспозиции «Первые». Попав в экспозиционное пространство, вы оказываетесь окруженными длинными вертикально поставленными листами, на которых приведены судьбы людей арестованных в первые дни и месяцы существования советской власти (25 октября 1917 по январь 1918 гг.). Портреты и биографии первых жертв политических репрессий поражают своей обыденностью – был человек, и нет его. Известна фамилия арестованного уже 25 октября дворянина Владимира Бурцева. Далее следуют фамилии деятелей культуры, научной профессуры, рабочих, гимназистов, военных, врачей, генералов, политических лидеров… Всё это ошеломляет, заставляет попытаться осознать происходившие в те времена события…

    Вторая выставка, проходящая в этом пространстве, посвящена жизни и творчеству Каролы Неер, известнейшей актрисы времён Веймарской республики. Неординарная личность звезды немецкого театра проявлялась во всём: сочетала в себе немало разносторонних артистических черт, знала несколько языков, занималась спортом, пилотировала самолёт, водила машину, увлеклась марксистким учением. Любимая ученица Бертольда Брехта воплотила в себе образ современной женщины, была в эпицентре многих событий. Приход к власти нацистов вынудил Каролу Неер и её мужа коммуниста Анатолия Беккера эмигрировать в Советский Союз с надеждами на светлое будущее. Её мечтам о блестящей артистической карьере не удалось свершиться. Её муж был арестован и расстрелян. В 1936 году арестовали и приговорили к 10 годам тюремного заключения и Карелу. Малолетний сын был отдан в детский дом, и он долгие годы не знал, кто его мать, отец. Лишь по счастливой случайности он смог выяснить о своих предках, добиться возвращения в Германию, а впоследствии, вновь попав в Советский Союз, ознакомившись с делом реабилитированной матери, пройти, проехать по дорогам её смертного пути. На выставке подробно детализируются места, время пребывания яркой личности у себя на родине, в Москве, Соль-Илецкой тюрьме (даны московские и другие адреса жизни). Выставка «Театр жизни Карелы Неер» иллюстрирует судьбу не только актрисы, которую боготворили зрители, режиссёры, драматурги, критики, руководители театров, высший свет, но и 70% всех в те же времена эмигрировавших из Германии людей.

    Валерия Потугалова, "Зелёная лампа Арбат"


    Ответить Подписаться