• Раскова ​Марина Михайловна, Герой Советского Союза

    Раскова Марина Михайловна, 1938 год

    Раскова Марина Михайловна, 1938 год

    Марина Михайловна Раскова (в девичестве Малинина) родилась 28 марта 1912 года в Москве. Русская.

    Отец — Малинин Михаил Дмитриевич (1853—1919) — артист оперы (баритон) и антрепренёр, вокальный педагог, умер в Москве в октябре 1919 года вследствие несчастного случая в- был сбит мотоциклом.

    Мать — Анна Спиридоновна (в девичестве Любатович) (1882 — после 1954) — с 1905 по 1932 год работала учителем средней школы в Торжке,Вязьме и Москве.

    • Марина воспитывалась с братом Романом (1908—1989), будущим радиоинженером.
    • Училась в Московской консерватории. Работала практиканткой в лаборатории анилинокрасочного завода.
    • В апреле 1929 года вышла замуж за инженера этого же завода Сергея Ивановича Раскова и прервала работу до октября 1931 года вследствие рождения дочери Татьяны; развелась в октябре 1935 года.
    • С 1932 года — лаборантка аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.
    • В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, стала штурманом. В 1935 году окончила школу лётчиков. В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году — в установлении двух мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.
    • 24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 "Родина" (командир — В. С. Гризодубова, второй пилот — П. Д. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток (село Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой — 5910 км). В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта, после чего самолёт взял курс на Комсомольск-на-Амуре, куда долететь ему не удалось из-за нехватки топлива.
    • Была совершена вынужденная посадка на фюзеляж (без выпуска шасси), от чего могла пострадать кабина штурмана. Штурман Раскова по приказу Гризодубовой выпрыгнула с парашютом в тайгу, имея всего две плитки шоколада в кармане, и была найдена только через 10 суток. Самолёт АНТ-37 "Родина" был впоследствии спасён, его перегнали в Комсомольск-на-Амуре, где он находился в эксплуатации в годы Великой Отечественной войны.
    • За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Марине Михайловне Расковой присвоено звание Героя Советского Союза.
    • Гризодубова, Раскова и Осипенко получили звание Героев Советского Союза за полёт на АНТ-37 "Родина". Это звание было присвоено женщинам впервые в истории.
    • В Красной армии с 1938 года.
    • Одновременно находилась в штате НКВД: в феврале 1937 года — феврале 1939 года — штатный консультант, затем уполномоченный Особого отдела Главного управления государственной безопасности НКВД СССР, с февраля до марта 1941 года — в особом отделе 3-го (авиационного) Управления Народного комиссариата обороны СССР, старший лейтенант госбезопасности. Также с 1938 года возглавляла Управление международных воздушных линий СССР.
    • Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала своё положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей.
    • 15 октября 1941 года с одобрения Ставки ВГК (приказ НКО СССР № 0099 от 08.10.41) и с поддержкой Центрального комитета ВЛКСМ в городе Энгельсе сформировала из лётчиц, подготовленных аэроклубами, школами Гражданского воздушного флота и Осовиахима, авиагруппу из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (По-2), последний носил неофициальное название — "Ночные ведьмы". Позднее Раскова была назначена командиром 587-го бомбардировочного авиаполка.
    • Во время войны 587-й бомбардировочный авиационный полк был переименован в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный имени Марины Расковой Борисовский орденов Суворова и Кутузова полк (приказ НКО СССР № 265 от 03.09.1943 года и директива ГШ № Орг/10/138919 от 04.09.1943 года); 588-й ночной бомбардировочный авиационный полк был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный Таманский Краснознамённый ордена Суворова авиационный полк (приказ НКО СССР № 64 от 08.02.1943 года).
    • 22 ноября 1942 года М. М. Раскова доложила командующему ВВС Приволжского военного округа, что 587-й БАП, третий среди женских, готов к боевой работе. В начале января 1943 года, после года напряжённой учёбы, он вылетел на фронт, под Сталинград.
    • Проводив 1-ю эскадрилью на фронт, Раскова 28 декабря на самолёте УТ-2 возвратилась обратно на аэродром, где оставался ее Пе-2 и ещё два самолёта 1-й эскадрильи. Из-за сильного ветра и пурги экипажам Расковой, Губиной и Ломановой удалось вылететь только в 14 часов 01 мин 4 января 1943 года. По пути группа попала в густую низкую облачность. Примерно в 17 часов 56 мин Раскова дала сигнал на пробивание облаков и первая вошла в облака. Благополучно совершить посадку на правом берегу Волги удалось только самолёту Губиной, экипаж которой днём 5 января вышел к д. Ищейкино. Накануне вечером в соседнюю деревню вышел в полном составе и экипаж Ломановой (две женщины и двое мужчин). Утром 7 января экипаж Губиной обнаружил недалеко от села Михайловка Саратовского района разбитый Пе-2 Расковой. Вместе с Расковой погибли штурман — Хиль Кирилл Ильич, стрелок-радист — Ерофеев Николай Николаевич и инженер полка — Круглев Владимир Иванович.
    • Тел кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади (Тверской район Москвы).

    Жила в Тверском район: Тверская ул., д. 6, корп. 1, кв. 60

    Герой Советского Союза (1938).

    Государственные награды:

    • Медаль "Золотая Звезда" (№ 106);
    • два ордена Ленина;
    • орден Отечественной войны 1-й степени (приказ ВВС КА № 066/н от 30.09.1944)
    • Нагрудный знак "Заслуженный сотрудник НКВД" (1940).
    • медали.

    Сочинения

    • Записки штурмана. — М. : Изд-во ДОСААФ, 1976.

    Память:

    • памятник в г. Энгельс
    • посёлок в Саратовском районе Саратовской области;
    • улицы и переулки во многих городах бывшего СССР, в том числе площадь и улица в Москве;
    • Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков (там же установлен бюст);
    • 125-й гвардейский Борисовский орденов Суворова и Кутузова пикировочно-бомбардировочный авиаполк;
    • грузо-пассажирский пароход "Марина Раскова" (американский транспорт типа "Либерти"), спущенный на воду в июне 1943 года и действовавший до гибели в Карском море 12 августа 1944 года;
    • пассажирский теплоход "проекта 305" на Волге (с 1996 года под именем "Бригантина" и использовался в качестве плавучей гостиницы и ресторана в Уфе, в настоящее время находится в затоне Уфимского судоремонтного завода).
    • транспортный рефрижератор, построенный в 1971
    • самолёт для тренировок штурманов дальней и фронтовой бомбардировочной авиации типа Ту-134Ш;
    • посёлок в Сусуманском районе Магаданской области.
    • Школа № 93 г. Саратова носит имя Расковой. Более 50 лет на базе школы работает Музей боевой славы, посвящённый трём женским авиаполкам, которые были сформированы на Саратовской земле Расковой. В мае 1968 года возле школы возведён обелиск.