Фаина Георгиевна (Гиршевна, Григорьевна) Раневская (урождённая Фельдман) родилась 15 (27) августа 1896 года в Таганроге в семье предпринимателя. Еврейка
Отец - Гирши Хаймович Фельдман, хозяин фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина и парохода "Святой Николай", почетный член Ведомства учреждений Императрицы Марии
Мать - Милка Рафаиловна Заговайлова (по некоторым данным Валова).
Раневская - псевдоним по фамилии героини пьесы А.Чехова "Вишнёвый сад": "Я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, далеко не всё, совсем не всё…"
Получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание, обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать.
Училась в Мариинской женской гимназии, не окончив ее, Таганрог
Увлекалась театром с 14 лет, посещала занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга).
В 1915 году уехала в Москву.
Раневская жила в небольшой комнате на Большой Никитской улице
Именно в эти годы она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, произошла её первая встреча с В. И. Качаловым. Из воспоминаний самой Раневской, она была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой.
Однажды осенью молодая Фая подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Актриса приглашалась "на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом". Работа в Керчи не задалась — почему-то публика не проявила должного внимания к новой труппе
Окончив частную театральную школу, затем играла в театрах:
Пребывание Раневской в Театре им. Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с главным режиссёром Ю. А. Завадским (что нашло отражение в многочисленных фольклорных рассказах и анекдотах), которые порождало несходство творческих методов: решение ролей, предлагаемое Раневской, было органично скорее театру брехтовского типа. Раневская театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая её порой в своеобразный трагикомический "спектакль"; в этой особенности кроется секрет её сугубо личной популярности, независимо от сценической известности. Весьма своеобразный стиль речи и поведения Раневской оказался зафиксирован в большом по объёму фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны. Многие высказывания Раневской (равно как и приписываемые ей) превратились в крылатые выражения, чему способствовали емкость и образность, равно как и отсутствие "внутренней цензуры", свобода суждения (напр., в виде присутствия сниженной лексики).
Дебютировала в кино в 1934 году в фильме "Пышка"
В 1939—1941 гг. — актриса киностудии "Мосфильм"
в 1941—1943 гг. — актриса Ташкентской киностудии.
Умерла 19 июля 1984 г. (по другим источникам - 20 июля и 20 июня). Похоронена на Новом Донском кладбище, Москва
Сталинская премия второй степени (1949); за исполнение роли жены Лосева в спектакле "Закон чести" А. П. Штейна
Сталинская премия второй степени (1951); за исполнение роли Агриппины Солнцевой в спектакле "Рассвет над Москвой" А. А. Сурова
Сталинская премия третьей степени (1951); за исполнение роли фрау Вурст в фильме "У них есть Родина"
Заслуженная артистка РСФСР (1937)
Народная артистка РСФСР (1947)
Народная артистка СССР (1961)
Член Союза кинематографистов СССР.
Фильмография;
1934 — Пышка — Госпожа Луазо
1937 — Дума про казака Голоту — Попадья
1939 — Ошибка инженера Кочина — Ида Гуревич, жена портного
1939 — Подкидыш — Ляля
1939 — Человек в футляре — жена инспектора гимназии
1940 — Любимая девушка — Маня, тётка Добрякова, сотрудница роддома
1941 — Мечта — Роза Скороход
1941 — Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — Горпина
1942 — Александр Пархоменко — тапёрша
1943 — Новые похождения Швейка ("Солдатская сказка") — тётушка Адель
1943 — Родные берега, новелла "Три гвардейца" — Софья Ивановна, директор музея
1944 — Свадьба — Настасья Тимофеевна, мать невесты
1945 — Небесный тихоход — профессор медицины
1945 — Слон и верёвочка — бабушка
1947 — Весна — Маргарита Львовна, экономка
1947 — Золушка — Мачеха
1947 — Рядовой Александр Матросов — военврач
1949 — Встреча на Эльбе — миссис Мак-Дермот
1949 — У них есть Родина — фрау Вурст
1958 — Девушка с гитарой — Зоя Павловна Свиристинская
1960 — Осторожно, бабушка! — бабушка
1960 — Драма (короткометражный) — Мурашкина
1963 — Так и будет (телеспектакль)
1964 — Лёгкая жизнь — Маргарита Ивановна, "Королева Марго"
1964 — Фитиль № 25 — Гадалка в сюжете "Карты не врут"