• Мне вспоминаются два фильма. Первая – попытка Микаэла Таривердиева сделать музыкальный спектакль, основанный на речитативах, этакую полу-оперу, по «Прощай, оружие!» Хемингуэя; Таривердиев стремился именно к тому, чтобы музыка играла роль ненавязчивой «подкладки», позволяющей выявить и укрупнить ритм и смысл каждой фразы и каждой реплики – и чтобы за счет этого возникало жесткое драматическое действие. Несомненно, «первый блин» работы над «Прощай!» очень пригодился в этом эксперименте (отметим даже перекличку в названиях!). Спектакль оказался с трудной судьбой, придирки к нему возникали на каждом шагу еще тогда, когда он готовился к выпуску. В итоге, спектакль благополучно похоронили.

      И второй пример – фильм «Авиаторы» по сценарию Василия Аксенова. В этой трагикомедии о судьбах первых русских авиаторов (тема, привлекавшая Аксенова постоянно и не раз) ритмизованная проза и музыкальные речитативы были использованы как одно из главных выразительных средств. Фильм лег на полку из-за скандала вокруг альманаха «Метрополь» и выпихивания Аксенова за границу, и в прокате он появился больше, чем через десять лет после того, как был снят, в другую эпоху, с другим зрителем. И оказался он из тех фильмов, которые хороши именно в свое время, которые, покажи их вовремя, могли бы и вызвать большой интерес, и наметить новые пути, еще один кусочек целины был с этим фильмом распахан, давайте, другие, засевайте и собирайте урожай, но по прошествии лет распаханный черный прямоугольник опять зарастает… и никому не нужен. Остался он в советском пространстве, исчезло то, против чего за и что этот фильм боролся, и в переломные времена, когда «в столицах шум, гремят витии», стало казаться, что авторы фильма ломятся в открытую дверь. Или, по крайней мере, непонятно к кому обращаются, предлагая полюбоваться «элитарными изысками». До изысков ли было…

      Жалко.

      Можно отметить как любопытное совпадение (а для меня это не только совпадение), что в обеих этих канувших в никуда попытках двинуться по этому «воздушному» пути, и в «Прощай, оружие!», и в «Авиаторах», в главных ролях был занят Николай Караченцов – потрясающий актер, чуть ли не единственный, кто мог и может сыграть подобную «ритмизованную» роль, наполнив ее и глубиной и мощью… и, если прежде всего о кино говорить, актер очень «недоигранный», не востребованный до конца во всем блеске своего таланта. Да, много за ним замечательных ролей, но, представляя, что бы он мог сделать… Тоже оказался не совсем ко времени?

      Алексей Биргер
      пятница, 26 октября 2018 г., 18:34 .
      125 просмотров.
      Ответить