• Андрей Объедков «Чудесный грузин» Сталин не только тиран. Он герой!

    «Чудесный грузин» Сталин не только тиран. Он герой!

    Андрей Объедков

    Уже до премьеры началось много споров по поводу спектакля «Чудесный грузин», премьера которого состоялась 11 и 12 июня 2021 года в МХАТ имени Горького.

    Мне кажется, что театр сделал революционный и смелый шаг. Многие недоброжелатели МХАТ имени Горького критиковали постановку за то, что режиссер пригласил участвовать певицу Ольгу Бузову, с которой было несколько скандальных моментов (например, в конце мая якобы зрители Волгограда возмущались, что она вышла пьяной на концерт). Не буду это обсуждать, так как не был свидетелем, но на премьере она смотрелась прекрасно и вызывала добрые улыбки зрителей. Сцены с ее участием действительно были забавны.

    Почему вызвал много споров спектакль? Возможно из-за того, главное действующее лицо Сталин, и он показан в положительном образе. Действительно он предстает прекрасным тактиком, гениальным революционером-марксистом, сумевшим поднимать за собой массы.

    При этом документальных свидетельств событий революционнйо деятельности и операции, которую проводил Иосиф Джугашвили в Батуми, осталось очень мало. И руководство МХАТ имени Горького проявило четкую позицию по отношению Сталина.


    - Я считаю, что мало издается книг о Сталине, мало снимается фильмов о нём, - высказался перед премьерой художественный руководитель МХАТ имени Горького Эдуард Бояков. – Я считаю, что это большая величина в нашей истории, который мог поднять из руин страну и вывести на лидирующие позиции в мире.

    Пьеса повествует о том, как к началу XX века в Грузии действовала группа революционных социал-демократов «Даси», в которую входил Иосиф Джугашвили. Группа была против независимости грузинской социал-демократической организации и стремилась к объединению с российской социал-демократической партией. В 1901 г. волна экономического кризиса охватила и Грузию. К тому же был неурожайный год, налоги повышались, крестьянство стало разоряться и уходить в города на предприятия. Первомайская демонстрация 1901 года в Тифлисе ознаменовала начало открытого революционного движения на Кавказе. Для партийной работы туда был направлен И. Сталин, который развернул подготовительную деятельность по созданию социал-демократической организации. 31 декабря 1901 года в доме рабочего Ломджария под видом встречи Нового года состоялась конференция батумских социал-демократических кружков. Конференцией руководил И. Сталин. На ней был избран Батумский Комитет РСДРП.


    Уже в январе 1902 года состоялась крупная забастовка рабочих завода Манташева. Напуганные местные власти в феврале 1902 года уволили с завода Ротшильда 389 рабочих, подозреваемых в сочувствии революционным идеям. В ответ на это 27 февраля вспыхнула крупная забастовка на заводе Ротшильда. Из Кутаиси в Батуми прибыл Кутаисский военный губернатор, генерал-майор А. А. Смагин, который вызвал представителей рабочих и потребовал прекратить забастовку. Но рабочие отказались выполнить требование губернатора. Тогда правительство прибегло к репрессиям: было арестовано 32 рабочих, начались массовые увольнения. Батумский комитет РСДРП призвал рабочих к открытому политическому протесту. 8 марта состоялась демонстрация рабочих с требованием освободить арестованных участников забастовки. Войска и полиция арестовали сотни демонстрантов. 9 марта Батумский комитет РСДРП вывел на улицы более 6 тысяч человек. Арестованным рабочим удалось вырваться и присоединиться к демонстрантам. Солдаты открыли огонь. Было убито 14 и ранено 50 рабочих. 12 марта, в день похорон жертв царских палачей, была организована новая рабочая демонстрация году в Тбилиси состоялся I съезд социал-демократических организаций Закавказья, на котором был создан Кавказский Союз РСДРП.

    В 1903 году в Тбилиси состоялся I съезд социал-демократических организаций Закавказья, на котором был создан Кавказский Союз РСДРП. После II съезда РСДРП и грузинское социал-демократическое движение разделилось на два крыла — большевистское и меньшевистское. Лидером большевистской фракции стал Иосиф Джугашвили.


    - Пьеса Андрея Назарова оказалась очень важной для театра, - считает Эдуард Бояков. - Автор очень глубоко и емко показал, что нужно платить за победы, подобные той, которую одержал Сталин в Батуме или на ХIII съезде РКП(б): когда ты жертвуешь ферзя, устраиваешь этот блеф — ты не только платишь фигурой и репутацией, ты платишь любовью, человеческими сутевыми вещами, разрушая тем самым жизненный уклад людей. При этом представители традиционного общества — три человека, являющиеся абсолютно чистыми, романтичными, прекрасными — отец Сильвестр Ломджария, его сын и дочь — погибают. Для меня это смерть традиционного общества. Художественное решение спектакля — грузинское многоголосье, лезгинка, бои, живая национальная музыка — это не попытка заинтересовать зрителя, это как раз исследование традиционного общества, где люди сидят за столом, и трапеза их является продолжением литургии, общества, где люди поют, танцуют, как дышат, читают и пишут стихи, рассуждают о Боге, потому что не могут этого не делать, где понятия чести, дружбы, верности, правды являются священными. Именно разрушение этого общества доставляет боль. Задача художника, если мы имеем в виду спектакль «Чудесный грузин», как раз в провокации, в приглашении к полемике. То, что мы не сталинисты, очевидно. То, что мы видим в этой истории зарождение дьявольского цинизма, это очевидно. Мы исследуем, мы ставим вопросы. А обсуждать этот спектакль, эти идеи — задача зрителей.


    Можно по-разному относится к фигуре Сталина, но постановка была масштабной, в ней было задействовано более 50 актеров. В нынешние времена театры стараются выбирать пьесы, где действующих лиц по минимуму. Но эта, конечно впечатлила размахом.

    Начинается она с повествования съезда ВКП(б) – Всесоюзной Коммунистической Партии большевиков, где должно было зачитываться письмо Ленина о том, чтобы его не переизбирать руководителем ВКП(б). Сталин осмысливает ситуацию и проявляет себя тактиком. Уже в конце пьесы вновь съезд и Сталин выступает с речью, что устал и просит освободить его от должности. Секретарь просит проголосовать. Интересный ход: члены съезда – якобы зрители и должны поднять руки. Конечно, поднимались вверх за то, чтобы Сталина переизбрали. Я не поднял. Когда я вышел из театра, то искренне зауважал постановщиков за их жизненную позицию. Ныне сказать, что Сталин герой, дорогого стоит.

    - Сталин — это человек очень волевой: что говорил, то и делал, - прокомментировал автор пьесы Андрей Назаров. - Это человек особого практического ума, как его называют некоторые историки — суперменеджер. В нашей истории главный герой Иосиф говорит далеко не все, что думает. Он большевик с определенным жизненным опытом, но он еще очень молодой человек. В тот момент, когда он приезжает в Батум, он оценивает обстановку, разрабатывает план действий и начинает его осуществлять. Кроме того, он приезжает в один Батум, а уезжает из другого Батума, сделав свое черное дело: превратив уютный теплый мирок с вином, с морем, с красками, в котором каждый мечтал бы жить, во что-то страшное. Изменяется мир — изменяется и Иосиф. В конечном счете эта пьеса - путь предательства, потому что люди, с которыми он сталкивается, все становятся его инструментами, и человеческие отношения для руководителей такого склада ничего не значат: если есть задание сверху, будут преданы все. Иосиф Сталин не очень рад был вспоминать то время по причинам, которые обозначены в пьесе. Об этом времени не осталось ничего, никаких документальных свидетельств, кроме общеизвестной информации. Восстановить это невозможно. Колесо прокатилось по архивам и уничтожило все реальные факты. Наша история интересна прежде всего анализом индивидуальных изменений личности. Но она является и неким предупреждением. Мирок, который существует в начале пьесы с милым рабочим движением, с посиделками, с цитированием Карла Маркса, с тостами за победу над империализмом, — так все это могло бы и продолжаться, если бы не появилось малое количество других людей: всего 20—25 тысяч большевиков совершили октябрьскую революцию.

    - Мне бы очень хотелось, чтобы зрители после просмотра спектакля «Чудесный грузин» поняли главное: как легко манипулировать человеком и к каким страшным последствиям это приводит, - высказал своё мнение режиссер Рената Сотириади. - Мне как режиссеру интересно создавать спектакль не только о незаурядной личности, уже сформировавшемся человеке, но и исследовать становление такой личности, увидеть, на примере Джугашвили, как семинарист-романтик, ходивший с мамой по воскресеньям в церковь, знавший практически наизусть Писание и Псалтырь, превратился в Сталина, которого мы знаем.

    Сталин обладал феноменальной памятью и дьявольским умением управлять толпой, умел использовать страх и слабости человека, он видел людей насквозь, буквально сканировал их. И легко ими манипулировал. Поэтому он за очень короткое время смог составить и осуществить свой дерзкий план, организовать массовые беспорядки. Его появление — начало трагических событий в Батуме, а затем и на Кавказе. Конечно, наш спектакль не только о становлении Сталина. То, что произошло в Батуме в 1902 году, легко проецируется и на сегодняшний день: так же манипулируют молодыми ребятами, их так же обманывают, используя в своих корыстных целях порыв молодых романтиков бороться за социальную справедливость.

    Актеры тоже высказали активную жизненную позицию.

    - Наш спектакль «Чудесный грузин» не документальный, а художественный, поэтому здесь много фантазии, - признался исполнитель роли молодого Сталина Георгий Иобадзе. - Мне, конечно, интересна эта личность. Я изучал материалы той эпохи, воспоминания. Какой мой Сталин? Мне бы хотелось это услышать от зрителей, я не люблю рассказывать про своих героев. Мне всегда интересно, когда зритель рассказывает про мой персонаж после спектакля, и тогда я радуюсь, если это совпадает с тем, что я вложил в роль, а впрочем — даже если не совпадает с моим видением.

    А вот мнение исполнителя роли Ленина Максима Бойцова.

    - Спектакль очень масштабный, яркий, колоритный, - высказался Максим Бойцов. - В нем показан Кавказ, где собраны разные народности, разные культуры, и я думаю, что это будет очень запоминающаяся постановка. На мой взгляд, Ленин — это своего рода взрослый Базаров. Он отличается от Сталина, он совсем другого типа. Сталин стоит на почве, которую подготовил Ленин, Сталин строит свое государство, свою власть. Я думаю, что Ленин был намного жестче других революционных вождей, с красным террором, с убийством царской семьи. Я читал, что в советское время артистам было очень страшно играть вождей: нужно было попасть в десятку. Передо мной ставилась задача добиться и внешнего сходства и внутреннего соответствия, но мы все равно за основу моей роли берем «маску Ленина», а не самого Владимира Ильича. Мой персонаж в пьесе оправдывает то, что совершается в Батуме, объясняет то, что делает Сталин и его окружение, ради какой цели. Реплики моего персонажа — это реальные цитаты из статей самого Ленина. Если говорить обо мне лично, я отношусь к фигуре Ленина неоднозначно. Он не был полжизни в России, все время находился за границей, написал немало фундаментальных трудов, кстати, актуальных и сейчас для всех этих оранжевых революций, для организаторов протестного движения, все это согласуется с работами Ленина: как взаимодействовать с полицией, как выходить на восстания. Самое главное, что из этого всего нужно понять и вынести для себя, я лично для себя вынес: любая революция или восстание несет за собой горе, смерть и голод. Я очень надеюсь, что я и моя семья не застанем такие времена в будущем.

    Андрей Объедков, член Союза театральных деятелей России, член Союза писателей России