• Хризостом (Мартишкин), митрополит

    Митрополит Хризостом (Мартишкин), в миру - Георгий Фёдорович Мартишкин, родился 3 мая 1934 г. в селе Казинка Горловского района Рязанской области в крестьянской семье. Русский

    • Окончил семилетку, работал в колхозе.
    • В 1951—1961 годах работал реставратором памятников архитектуры.
    • Четыре с половиной года служил старшим иподиаконом у митрополита Никодима (Ротова), отвечал за то, чтобы всё шло правильно во время сложного порядка архирейской службы, и, как признавался впоследствии, «получал удовольствие от того, что всё совершалось правильно»[2]. Отмечал большое влияние на себя со стороны митрополита Никодима.
    • 12 сентября 1964 г. - рукоположён в сан диакона.
    • В 1965 году окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию.
    • 31 октября 1966 года в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество с именем Хризостом в честь святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского.
    • 4 ноября 1966 года рукоположён в сан иеромонаха митрополитом Никодимом (Ротовым).
    • С 1 марта 1968 года служил в храме преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках (Тверской район)
    • В 1969 году окончил Московскую духовную академию по заочному сектору.
    • С 1 декабря 1969 года служил в Храме в честь Всех Святых в Москве.
    • 15 июля 1971 года был назначен заведующим канцелярией Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.
    • 2 августа 1971 года возведён в сан архимандрита.
    • С 30 сентября по 3 октября 1971 года в составе делегации Русской Православной Церкви принимал участие в работе IV Всехристианского Мирного Конгресса в Праге.
    • 21 марта 1972 года постановлением Священного Синода определён быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии и заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений.
    • 23 апреля 1972 года в Крестовом храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Московской резиденции председателя ОВЦС хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии. Хиротонию совершали: митрополит Ленинградский Никодим (Ротов), архиепископ Дмитровский Филарет (Вахромеев) и архиепископ Тульский Ювеналий (Поярков).
    • С 3 сентября 1974 года — епископ Курский и Белгородский.
    • С 2 сентября 1977 года возведён в сан архиепископа.
    • 13 августа 1981 года освобождён от должности заместителя председателя ОВЦС согласно прошению.
    • С 26 декабря 1984 года — архиепископ Иркутский и Читинский с поручением временного управления Хабаровской епархией.
    • Его перемещение из Курска в Иркутск в 1984 году было, по сути дела, ссылкой. Во время служения в Иркутске смог поднять авторитет православия в Сибири, находил взаимопонимание как с русскими националистами, так и с либеральными диссидентами.
    • 27 мая 1988 года определением Священного Синода освобожден от временного управления Хабаровской епархией в связи с назначением туда собственного архиерея.
    • С 26 января 1990 года — архиепископ Виленский и Литовский. Будучи назначен архиепископом Виленским и Литовским в 1990 году, активно поддержал движение за независимость Литвы. Некоторое время был членом совета сейма движения «Саюдис», вышел из него после того, как оно начало трансформироваться в политическую партию. Резко осудил действия союзной власти во время драматических событий в Вильнюсе в январе 1991 года — позднее был награждён медалью «В память 13 января» (государственной наградой Литвы).
    • Меня тогда не приняли крикуны, которые защищали советскую власть. Да, я присутствовал на заседаниях Верховного Совета. Мои недруги назвали меня «саюдистом». Их не интересовало, что я там говорю, каковы мои убеждения. Меня огульно обвинили в измене русской нации, «пролитовской позиции». А я лишь был солидарен с народом, желавшим обрести независимость.
    • Политическая позиция, занятая архиепископом Хризостомом во время событий 1990—1991 годов, оказала положительное влияние на судьбу православия в независимой Литве. Так, по Конституции Литвы Православие вошло в список из девяти традиционных для края религиозных конфессий, обладающих широкими юридическими правами, в том числе правом на получение из бюджета материальных средств для строительства молельных домов и на другие религиозные нужды. По Закону о возвращении собственности епархия получила часть недвижимости, которой она владела до 1940 года, в частности, пять жилых многоэтажных зданий в Вильнюсе, несколько церковных зданий в провинции, жилые постройки, принадлежавшие отдельным приходам. Православным были переданы Александро-Невская и Екатерининская церкви в Вильнюсе, за счёт государства восстановлена древнейшая вильнюсская Пятницкая церковь, заложенная в XIV веке. В школах с русским языком обучения православные учителя-катехизаторы преподают «Основы религии».
    • 25 февраля 2000 года возведён в сан митрополита.
    • Во время управления епархией митрополитом Хризостомом в ней были возведены новые православные храмы, состоялось открытие десяти приходских воскресных школ, учреждение епархиального Православного братства Литвы и издание нескольких книг, затрагивающих историю православия в Литве. Идёт активная работа с молодёжью — сюда входят летние православные лагеря, паломничества к святым местам, фестивали молодёжных творческих коллективов[3]. Вместе с тем по отзыву протодиакона Андрея Кураева, митрополит Хризостом «православным говорил прямым текстом: „Православию здесь не место, это не наша земля, мы здесь гости“»[4].
    • Имел репутацию одного из самых либеральных архиереев Русской православной церкви. Полагает, что вопросы богослужебного языка и календарного стиля, которые «не имеют догматического значения», часто становятся камнем преткновения, в результате чего «мы превратились в фарисеев, худших, чем те, что были при жизни Христа».
    • 24 декабря 2010 года решением Священного Синода почислен на покой по состоянию здоровья


    Интересные факты:

    Единственный архиерей Русской православной церкви, публично признавший (факт сотрудничества с КГБ (в 1972—1990) Объяснял это своё решение необходимостью защиты интересов церкви: «Если я что-то и делал, работая с ними, то исключительно в стратегических целях, спасая церковь». Кроме того, со своими связями в центральном аппарате КГБ он мог не опасаться интриг со стороны региональных чекистов во время служения в Курске и Иркутске. По словам владыки Хризостома, в качестве одного из руководителей ОВЦС он предоставлял «органам» информацию внешнеполитического характера. Так, после посещения Эфиопии в составе официальной церковной делегации в январе 1974 года, он на основании общения с местными религиозными деятелями пришёл к выводу о непрочности монархического режима и возможности революции в этой стране (которая вскоре и произошла). Прекратил связи с КГБ после перевода в Вильнюс в начале 1990 года.

    Цитата: "Что касается меня, то я входил в контакт с КГБ, но не был стукачом. Например, я, как епископ, получал согласие КГБ на назначение на приход священников. Я доказывал «сотрудникам» правоту своих действий и не пел те песни, которых они от меня ждали: про справедливость строя и мудрость правителей" (2002)

    Награды Русской Православной Церкви:

    • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира II степени (апрель 1976, в связи с 30-летием Отдела ВСЦ)
    • Орден преподобного Сергия Радонежского II степени (12 марта 1979[10])
    • Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени
    • Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени
    • Орден преподобного Андрея Рублёва II степени
    • Орден святителя Алексия, митрополита Московского, II степени (2014, в связи с 80-летием со дня рождения
    Ответить Подписаться