• Столичная полиция рассказывает о дистанционных мошенничествах

    Дёмин Ю.В.

    Противоправные деяния, совершаемые с помощью информационно- телекоммуникационных технологий, становится все более актуальной. Именно эти преступления занимают «лидирующие» позиции. Постоянно на каналах российского телевидения, правоохранительными органами принимается одна из мер профилактического характера, связанная с предупреждением о данном виде преступных посягательств на имущество граждан.

    К сожалению, информация такого характера донеслась не до всех. В связи с этим не удается приостановить рост дистанционных мошенничеств. Самые уязвимыми жертвами стали старики и инвалиды. О том, как правоохранительные органы ловят тех, кого жертвы никогда не видели, и какие меры профилактического характера применяются сотрудниками полиции, нам рассказал начальник УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по городу Москве, генерал-майор полиции Юрий ДЁМИН.
    — Юрий Вячеславович, ведь именно на полицию возложена обязанность ловить мошенников, совершающих преступные посягательства с помощью информационно-телекоммуникационных технологий. Насколько удается противостоять подобным преступлениям?
    — Самый действенный метод борьбы с преступностью — это профилактика. А она бывает разной. Одни преступления можно предотвратить, увеличив, скажем, плотность нарядов и патрулей. Но для дистанционных преступлений, к которым относятся дистанционные мошенничества и кражи с карт, такой подход не имеет смысла. Здесь жертва и преступник могут находиться хоть на разных континентах. Как предотвращать такие преступления? Говорить о них чаще, информировать граждан. Предупрежден — значит, вооружен.
    — По статистике МВД, число преступлений с банковскими картами выросло за прошедшие полгода. Как справляетесь с тем, что мошенники активизировались?
    — Дистанционные преступления — это то, с чем мы сталкиваемся постоянно. Каждый день принимаем заявления, где люди описывают, как с их карты сняли деньги или как они сами, поддавшись умыслу преступников, перевели денежные средства им. За сутки треть всех преступлений связаны с разводом на деньги безналичными средствами. А если проанализировать оперативную обстановку, скажем, за две недели, то в нашем округе с полуторамиллионным населением мошенничеств и краж денег с банковских карт случается больше, чем убийств, изнасилований и грабежей вместе взятых.
    — Анонимность дает иллюзию безнаказанности. Но тем не менее вы злоумышленников ловите. Опишите портрет преступника. Эти «сотрудники банков и соцслужб» — кто они?
    — Мы сделали такую характеристику. Из 24 арестованных в нашем округе судимых только четверо. Шестеро москвичей, остальные приехали из регионов и двое — граждане других государств. Большинство — молодые люди, до 30 лет. Что любопытно: 15 человек из этой группы имеют высшее образование. Вот такая «беловоротничковая» преступность у нас развивается.
    — Звонки через Интернет (IP-телефония) позволяют мошенникам обманывать россиян, находясь в другой стране. Как с этим бороться?
    — Да, мошенники постоянно совершенствуют схемы. Они сидят за границей, используют подставных лиц, переводят деньги в криптовалюты. На территории России мы задерживаем многих, а задержание организаторов за пределами РФ — это лишь вопрос времени. Ведь такие мошенники чаще всего работают из стран, с которыми сейчас нет Договора о дружбе, поэтому нет и взаимодействия правоохранительных органов.
    — Преступники совершенствуют схемы, а полиция? Как готовите сотрудников для раскрытия дистанционных преступлений?
    — Мы тоже используем высокие технологии. Привлекаем специалистов, создаем базы данных, ведем аналитическую работу. Структура личного состава формируется, чтобы не только решать задачи оперативной работы и проводить расследования, но и разрабатывать меры профилактики.
    В окружном подразделении я создал специальную следственно- оперативную группу. Мы сделали акцент на аналитическом подразделении, куда вошел центр по оперативно-розыскной информации. Именно аналитика помогает оперативникам в поисках серийности преступлений, составления доказательной базы. Подразделение, специализирующееся на дистанционном мошенничестве и краже денег с банковских карт, создано в Московском уголовном розыске и других отделениях угро.
    Самые распространенные схемы телефонного мошенничества
    1) Звонок от «сотрудника банка». Мошенник звонит под видом сотрудника службы безопасности банка и сообщает о том, что кто-то пытается перевести средства с вашего счета. Чтобы спасти деньги, «сотрудник» предлагает перевести их на «защищенный счет» и просит предоставить полные данные карты (номер, имя держателя, срок действия и CVV). Или пытается подключиться к вашему мобильному или интернет- банку и просит вас установить специальную программу. В итоге деньги не «спасаются», а попадают на счет мошенника.
    2) Звонок по объявлению.
    Если вы оставили свой номер на сайте, где дали объявление о продаже, вам может позвонить «заинтересованный» покупатель. Он предложит прислать задаток за товар и попросит полные данные карты. Или наоборот: вы позвонили по привлекательному объявлению (низкая цена — это всегда подозрительно), и вам предложили перевести задаток, чтобы якобы забронировать товар для вас. Вы остаетесь и без денег, и без товара.
    3) «Выигрыш» в лотерею или по акции. Мошенники сообщают, что вам полагается приз, компенсация или вознаграждение за что-то. Просят номер карты для перечисления выигрыша или перечислить «закрепительный платеж» для подтверждения карты, а затем пропадают.
    Reply Follow