• Плисецкая Майя Михайловна, балерина, Герой Социалистического Труда

    Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 г. в Москве в семье чиновника

    Отец - хозяйственный деятель Михаил Эммануилович Плисецкий

    Мать - актриса Рахиль Михайловна Мессерер.

    • С 1932 по 1936 годы жила на Шпицбергене, где её отец сначала работал первым руководителем «Арктикугля», а впоследствии — и генеральным консулом СССР. В ночь с 30 апреля на 1 мая 1938 года Михаил Плисецкий был арестован, осуждён и в этом же году казнён (впоследствии реабилитирован).
    • Мать Плисецкой была выслана в Казахстан в Акмолинский лагерь жён изменников Родины (вернулась в Москву весной 1941). Чтобы девочка не была отдана в детский дом, маленькую Майю удочерила её тётя по материнской линии, балерина, солистка Большого театра, Суламифь Мессерер.
    • С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года находилась с семьёй в эвакуации в Свердловске. В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером «Умирающий лебедь» состоялось именно здесь.
    • В 1943 году, после окончания Московского хореографического училища (педагоги Е. П. Гердт и М. М. Леонтьева), принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины.
    • В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина.
    • В 1966 году подписала письмо 25-ти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.
    • После распада СССР жила преимущественно в Мюнхене (Германия), время от времени вместе с мужем приезжала в Москву или Санкт-Петербург, также ездила в Литву, где у неё была дача неподалёку от Тракайского замка (Майя Плисецкая имела литовское гражданство — она и Родион Щедрин первыми из россиян получили литовские паспорта).
    • Партии в репертуаре Большого театра: Китри в балете «Дон Кихот», Одетта и Одиллия в «Лебедином озере», Джульетта в «Ромео и Джульетте», Раймонда в одноимённом балете Глазунова, принцесса Аврора в «Спящей красавице» (1961), Мехмэнэ-Бану в «Легенде о любви» (1961), Хозяйка медной горы в «Каменном цветке», Эгина в «Спартаке».
    • После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году Плисецкая становится прима-балериной Большого театра. Хотя балерина танцевала в некоторых балетах Юрия Григоровича, постепенно она встала в оппозицию главному балетмейстеру Большого театра, с годами деление на «партию Григоровича» и «партию Плисецкой» только усиливалось.
    • В 1967 году Плисецкая сыграла роль Бетси Тверской в экранизации романа «Анна Каренина» (режиссёр Александр Зархи) — через несколько лет она выберет «Анну Каренину» для своего балетмейстерского дебюта и сама выйдет на сцену уже в заглавной роли.
    • Специально для балерины были поставлены балет «Кармен-сюита» (1967, балетмейстер Альберто Алонсо, музыка Жоржа Бизе в обработке Родиона Щедрина), миниатюры «Прелюдия» (1967, балетмейстер Наталья Касаткина) и «Гибель розы» (1973, балетмейстер Ролан Пети), танцевальный спектакль «Безумная из Шайо» (1992, хореограф Жижи Качуляну[fr], «Эспас-Карден[fr]», Париж). Плисецкая плодотворно сотрудничала с Морисом Бежаром, поставившим для неё балеты «Айседора» (1976, театр де ла Монне)[8], «Леда» (1978, партнёр — Хорхе Донн, там же), «Курозука» (1995, новая версия балета 1988 года, партнёр — Патрик Дюпон[fr], Дворец Шайо, Париж)[9] и номер «Ave Maya» (2000) начиная с 1978 года танцевала в его «Болеро». Пробовала себя в жанре фламенко, участвуя в постановках хореографа Хосе Гранеро «Астурия» (на музыку Альбениса, 1991) и «Мария Стюарт».
    • Плисецкая выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом театре такие балеты Родиона Щедрина, как «Анна Каренина» (1972, совместно с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985), сама исполняла в них главные женские партии.
    • По утверждению балерины, так как «мы десятилетиями сидели на диете», ставить самой себе балеты ей пришлось от безысходности, «на почве необходимости». Она мечтала работать с Леонидом Якобсоном, другими современными балетмейстерами, однако такой возможности у неё не было. Хореографом она себя не считала, говоря: «я импровизатор, я могла, может быть, придумывать режиссёрские ходы, но не лексику».
    • Майя Плисецкая на площади Киевского вокзала после гастролей,
    • В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983—1984), а затем Испанского национального балета в Мадриде (1988—1990). В Риме, в Оперном театре в Термах Каракаллы, она осуществила постановку балета Мариуса Петипа «Раймонда» (1984). В 1987 году в Нью-Йорке вместе с Рудольфом Нуриевым и Михаилом Барышниковым участвовала в гала-концерте в честь Марты Грэм, где к её репертуару добавился номер Рут Сен-Дени[en] «Фимиам» (1906)
    • В 1990 году, в возрасте 65 лет, вместе с Екатериной Максимовой, Владимиром Васильевым и некоторыми другими артистами была уволена из Большого театра Юрием Григоровичем, что вызвало большой общественный резонанс. После этого не оставила сцену, продолжая участвовать в концертах, давала мастер-классы. В день своего 75-летия дебютировала в номере «Аве Майя», поставленном для неё Морисом Бежаром.
    • Начиная с 1994 года Майя Плисецкая являлась председателем ежегодного международного балетного конкурса «Майя», некоторое время проводившегося в Санкт-Петербурге.
    • Умерла 2 мая 2015 года в Мюнхене. Тело кремировано, предполагается, что, прах будет соединён с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Родиной.



    В своих мемуарах Майя Михайловна писала о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным (1923—1953) и Эсфендьяром Кашани.

    В 1956 году вышла замуж за солиста балета Мариса Лиепу, через три месяца они развелись.



    В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина (род. 1932). Детей не было.

    Цитаты от Плисецкой: «Коммунизм хуже фашизма. Я жалею эту несчастную страну, в которой никогда хорошо не жилось. Даже животных переделать нельзя, а коммунисты все время старались сделать животных из людей. В результате превратили людей в рабов. Цементом системы был страх».


    Народная артистка СССР (1959), лауреат премии Анны Павловой Парижской академии танца (1962), лауреат Ленинской премии (1964), Герой Социалистического Труда (1985), полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат множества других наград и премий, почётный доктор университета Сорбонны, почётный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, почётный гражданин Испании.



    Герой Социалистического Труда (1985)
    Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством»
    Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (20 ноября 2005) — за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
    Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (18 ноября 2000) — за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства
    Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 ноября 1995) — за выдающиеся заслуги в отечественной культуре и значительный вклад в хореографическое искусство современности
    Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 ноября 2010) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
    Три ордена Ленина (1967, 1976, 1985)
    Заслуженная артистка РСФСР (1951)
    Народная артистка РСФСР (1956)
    Народная артистка СССР (1959)
    Ленинская премия (1964)
    Золотая медаль Парижа от мэра города Жака Ширака (1977)
    Орден Почётного легиона (Франция)
    кавалерский крест (1986),
    офицерский крест (2012)
    Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1984)
    ‎Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой» (2003)
    Орден Изабеллы Католички (Испания, 1991)
    Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса
    Орден Барборы Радвилайте (Вильнюс, Литва, 2005)
    Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011)
    Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша)
    Медаль «Про Финляндия» (1968)
    Золотая медаль «За заслуги перед искусством» (Испания, 1991)
    Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
    Доктор Сорбонны (1985)
    Первая премия и золотая медаль на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949)
    Премия Анны Павловой Парижской академии танца (1962)
    Премия «Превосходная-1986» (мэрия Парижа самой элегантной женщине года)
    Премия «Виа Кондотти» (1989, Италия)
    Премия «Триумф» (2000)
    Премия «Российский Национальный Олимп» (2000)
    Премия «Национальная гордость России» (2003)
    Премия Принца Астурийского (2005, Испания)
    Международная Императорская премия Японии (2006)
    Премия имени Витторио де Сика (Италия) «за беспрецедентную карьеру и выдающиеся заслуги в области танца» (2009)
    Балетный приз России «Душа танца» в категории «Легенда» (2009)
    Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»
    Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013)

    Память:

    • памятник в сквер имени Майи Плисецкой, Москва
    • сквер имени Майи Плисецкой на Большой Дмитровке Москва


    Reply Follow