• Шакиров Раф Салихович, общественный деятель

    Раф Салихович Шакиров (Раф Салих Шакиров, род. 6 января 1960, Семипалатинск) — журналист, историк и общественный деятель.

    Родился 6 января 1960 года в 16 полку стратегической авиации в Казахстане , детство провел в военном городке Семипалатинск-21. Отец – военный, полковник Шакиров Салих Шакирович. Мать Шакирова Хадия Габдуллловна - финансист и военный строитель. Создавали знаменитый полигон ядерных испытаний СССР Семипалатинск-21.

    1979-1984 Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, исторический факультет.

    1987 Кандидат исторических наук.

    1984-1991 Научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Академии наук СССР.

    1991 – 1992 Редактор международного отдела первой в России бизнес-газеты “Коммерсант”.

    08.1991 – Член редколлегии и один из авторов “Общей газеты”, созданной сразу после запрета путчистами ГКЧП десятка газет, среди которых был и Коммерсантъ. «Общая газета», задуманная Егором Яковлевым как единый печатный орган всех запрещенных изданий, выпускалась на базе «Коммерсанта» во главе с его основателем Владимиром Яковлевым.

    1993 Заместитель главного редактора ежедневной газеты “Коммерсантъ” и выпускающий субботнего 24-полосного номера, в котором впервые в российской ежедневной периодике стал применяться принцип большой, почти плакатной фотографии, с фокусом на значимые детали. Большая их часть стала золотым фондом коммерсантовской фотографии.

    1994 Первый главный редактор и разработчик концепции еженедельника “Деньги”.

    1996-1999 Главный редактор газеты “Коммерсантъ”, которая из чисто деловой стала еще и общественно-политической и наиболее влиятельной газетой в тот период, шеф-редактор всех изданий ИД “Коммерсантъ” (газета «Коммерсантъ», еженедельники «Деньги», «Власть», ежемесячники «Домовой», «Автопилот»).

    В августе 1999 года ушел из “Коммерсанта” в связи с покупкой Издательского дома Б.А. Березовским. Уходу предшествовал ряд скандалов. Весной 1999 года - “покупка” ИД “Коммерсантъ” иранским “бизнесменом” Кия Джурабчаном, за которым стоял Березовский, что подтвердилось последующими международными скандалами, в частности, при приобретении бразильского футбольного клуба “Коринтия”, следствием по которому занималась бразильская полиция. И скандал в связи с разворотом самолета тогдашним премьером Евгением Примаковым. Примаков летел в США на конференцию по Югославии, когда на борт поступила телеграмма от вице-президента США Альберта Гора о том, что американцы уже приняли решение бомбить Югославию. В таких условиях прилет Примакова означал бы, что Россия так или иначе либо поддерживает такое решение, либо готова его обсуждать. “Коммерсантъ”, который резко критиковал правительство Примакова за отсутствие реформ, тем не менее в данном случае дал на первой полосе взвешенную статью с сообщением о развороте и обстоятельствах ему предшествовавших и пообещал продолжить следить за развитием событий. Однако Березовскому, против которого Примаков возбудил ряд уголовных дел, нужна была острая атака на премьера, способная привести к его смещению. “Коммерсантъ” к тому времени стал очень влиятельной, если не самой влиятельной газетой, после его критических статей снимались чиновники очень высокого уровня, а президент Борис Ельцин впервые в истории поздравил читателей газеты с Новым 1999 годом на неделю раньше традиционного новогоднего обращения. Номер “Коммерсанта” со статьей о развороте Примакова на первой полосе был сдан на пленку, то есть фактически был готов к отправке в типографию. Однако гендиректор Леонид Милославский, не поставив главного редактора в известность, вернул номер из печати и поставил на первую полосу памфлет (совершенно не соответствующий духу коммерсантовской журналистики), в котором Примакова обвинили в том, что его разворот приведет к потере всех внешних долгов и чуть ли не к краху российской экономики, которая, якобы потеряла от этого шага десятки миллиардов долларов. Любому экономисту ясно, что такие заявления просто смешны и непрофессиональны. Именно поэтому, преследуя одну только цель спасти репутацию газеты главный редактор Шакиров принес извинения Примакову, после чего был уволен гендиректором. Однако через неделю владелец “Коммерсанта” Владимир Яковлев, находившийся в это время в США, восстановил Рафа Шакирова в должности, а гендиректора уволил. После безуспешных попыток сделать приобретение “Коммерсанта” скрытым (Джурабчан и проч.), а также осознав тот факт, что газета по-прежнему придерживается независимой редакционной политики и не ставит подготовленные им вбросы, Березовский 9 августа был вынужден публично объявить о покупке “Коммерсанта” через своих представителей во главе с прежним гендиректором Милославским. В тот же день Шакиров ушел из “Коммерсанта”. Березовский и Патаркацишвили ночью того же дня предложили Шакирову возглавить телеканал ТВ-6, но он отказался.

    1999 - Вице-президент телекомпании ТВЦ по информационному и общественно-политическому вещанию.

    1999 - 2000 Главный редактор и гендиректор программы новостей “Вести” телеканала “Россия”. Средненедельный рейтинг программы (по данным TNS Геллап медиа) вырос с показателя 3 до 7 (в то время у ОРТ и НТВ рейтинг был 9-10). Аудитория РТР увеличивалась в течение всего года. Средний рейтинг канала, по сравнению с декабрем 1999 года, вырос в декабре прошлого года на 47 процентов.

    В то же время рейтинг НТВ с начала года до декабря упал на 39,4 процента. Увеличено количество прямых эфиров. Комиссия Европейского Союза, инспектировавшая работу российских телеканалов во время президентских выборов, с удивлением выразила благодарность программе “Вести” “за наиболее корректное освещение предвыборной президентской кампании 2000 года”.

    2000-2003 Главный редактор газеты “Газета”. По оценке World Association of Newspapers, запуск проекта стал первым российским know how в разделе инновации в газетном деле. Впервые в мировой практике газета стартовала в Интернете и, завоевав там лояльную аудиторию, вышла на бумаге. Это позволило дешевле, быстрее и эффективнее достичь целевой аудитории.

    2003-2004 Главный редактор “Известий”. Уволен после выпуска газеты от 5 сентября 2004 года, посвященного Бесланской трагедии. Еще 2 сентября «Известия» первыми назвали число заложников в 1200 человек (вопреки официальной версии в 350), дали правдивый репортаж о штурме и его ужасах, которые потом подтвердились в ходе судебных слушаний по делу единственного оставшегося в живых террориста, дали перечень уроков, которые власти стоит извлечь из трагедии, и очень жестко оценили освещение бесланских событий на ТВ (колонка Петровской). Номер был сделан без заголовка, только крупные фото в плакатной стилистике. На следующий день после выхода номера Шакиров был уволен из «Известий» по настоянию президентской администрации.

    2004-2007 Член совета директоров компании “Дело” (антикризисный медиа-менеджмент и консалтинг).

    2007-2008 Главный редактoр и гендиректор еженедельника и сайта The New Times. Обложки журнала и весь layout, созданные художником Андреем Шелютто выдвигались на международные премии, а сайт впервые провел онлайн ТВ-трансляции демонстраций протеста в Москве в Интернете.

    2008-2010 Главный редактор российско-финского мультимедийного делового интернет-портала DAILYONLINE.RU[13]. Проект был назван Российским информационным агентством “Новости” (РИА”Новости”) одним из трех лучших мультимедийных стартапов 2009 года в российском Интернете, поскольку сочетал в себе уникальный синтез телестудии с прямыми эфирами, видео, мультипликации (собственные мультфильмы по рисункам Андрея Бильжо), текста и инфографики собственного производства. Многие документальные ленты, покзанные впервые на портале, получили потом многочисленные международные премии.

    2011- Президент Международной Медиа Группы ( еженедельник Финансовая газета (орган Министерства финансов РФ), международный ежемесячник “Проблемы теории и практики управления”).

    2011 - 2012 Руководитель проекта Открытого правительства, затем переименованного в Открытое правительство . Член экспертных групп Открытого правительства «По ивестиционному климату и развитию конкуренции» и «Электронного правительства» при подготовке Итогового доклада Открытого правительства (2012).

    2013 – 2014 Президент Дискуссионного экономического клуба “Диалоги”

    Профессиональные награды:

    1996 - “Лучший деловой еженедельник нового типа” (“Деньги”)

    1998 - “Лучшая газета года” (перезапуск газеты “Коммерсантъ”)

    1999 - “Золотое перо” (Московский союз журналистов”)

    2003 - “Лучшая газета года” (“Газета”),

    2003 – “Инновация года” (“Газета”) (WAN – Всемирная газетная ассоциация)

    2005 - “Медиа-менеджер года” (“Известия”). Гильдия издателей и распространителей печатной продукции. Специальная премия “За гражданский поступок” (номер “Известий”, посвященный Бесланской трагедии).

    2011 – Лауреат премии РУНЕТА

    Две Благодарности Президента (Б.Н. Ельцина и Д.А. Медведева)

    Медаль “За укрепление боевого содружества”.
    Reply Follow