• Базарова Екатерина Михайловна, актриса

    Екатерина Михайловна Базарова родилась 3 июля 1978 года. Выпускница ВТУ им. М.С.Щепкина (курс Ю.М.и О.Н. Соломиных), в 1999 году она была приглашена в труппу Малого театра.

    Начав, как и водится, с небольших ролей, в настоящее время Базарова является одной из ведущих актрис своего поколения. Десять крупных работ за пятнадцать лет работы в театре. Забавно, но в её творческом багаже представлены, кажется, все слои общества: «криминальные элементы» (Маленькая разбойница в «Снежной королеве» по Е.Шварцу), зажиточное крестьянство (Акулина во «Власти тьмы» Л.Н.Толстого), средний класс (Жюли из «Дельца» О. де Бальзака, Ирина Лавровна в «Последней жертве» А.Н.Островского), купечество (Липочка в «Своих людях – сочтёмся!», Лариса из «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н.Островского), чиновничество (Марья Антоновна в «Ревизоре» Н.В.Гоголя), «придворная камарилья» (Катерина из «Усилий любви» У.Шекспира), высшая знать (принцесса Эльза в «Снежной королеве» по Е.Шварцу) и даже будущая королева Испании (принцесса Изабелла в «Тайнах Мадридского двора» Э.Скриба и Е.Легуве).

    Екатерина Базарова – ярко выраженная характерная актриса, чьё дарование органично сочетает все оттенки комического, от мягкого лиризма в «Дельце» до откровенного гротеска в «Усилиях любви». Впрочем, по словам самой Екатерины, она всегда рада, когда её «выпускают из этих рамок». Прирождённая клоунесса, словно сошедшая со страниц комедий дель арте, Базарова справедливо полагает, что не умещается в понятие жанра. Её амплуа очень подвижно. Она может играть и драматические, и комедийные, и эксцентрические роли – у Екатерины богатейшее разностороннее дарование. Однако единственная пока что драматическая героиня Базаровой – Акулина во «Власти тьмы», причём сыграла её актриса дважды, сначала в училище, а затем и на подмостках Малого театра.

    В числе лучших работ Екатерины – Жюли Меркаде из «Дельца». Свежая, естественная, чистая, Жюли подобна цветку, распускающемуся с первыми лучами солнца. Актриса не играла, она жила на сцене – чем иначе объяснить тот мягкий внутренний свет, что исходил от её героини?

    Ещё одной бесспорной творческой удачей Базаровой стала Лариса Епишкина в комедии «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Режиссёру-постановщику Эдуарду Марцевичу вместе с исполнительницей удалось найти очень интересные и неожиданные краски, во многом меняющие уже сложившееся представление об этой роли. Незамужней Ларисе 26 лет, возраст по тем временам критический. Кажется, сам Бог велел играть перезревшую, сверх меры озабоченную девицу, у которой голос плоти заглушает остатки разума. Однако тут совсем другой коленкор.

    Роль Ирины Лавровны («Последняя жертва») актриса называет одной из самых любимых. …Головокружительное декольте, перья, дрожащий от страсти низкий голос… «Знойная женщина, мечта поэта», одним словом. Слегка утрируя, добавляя ярких и сочных красок (всё-таки Островский во многом сродни Кустодиеву!), Базарова создаёт остросовременный портрет молоденькой искательницы приключений, прикрывающей трезвый расчёт разговорами о «высокой поэзии». «Когда на неё смотришь, – говорит театральный критик Вера Максимова, – возникает ощущение свежести, страсти, силы. Она замечательно передаёт человеческую глупость. Это тоже очень важно. Ум играть трудно, но куда труднее играть глупость и не впадать в карикатуру».

    Кроме работы в театре, Екатерина Базарова снимается на телевидении. На её счету участие в сериалах «Замыслил я побег», «Моя прекрасная няня», «Московская история», «Одна любовь души моей», «Взрослая жизнь девчонки Полины Субботиной».

    Reply Follow